Что такое телемедицина?
/« Предмет телемедицины заключается в передаче медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, другие провайдеры медицинской помощи, между отдельными медицинскими учреждениями. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения.
Telemedicine Resources and Services: American Telemedicine Association// The Univ. of Texas at Austin. -1994. »
Технологически такого рода телекоммуникация должна обеспечивать прямую передачу медицинской информации в различных форматах (история болезни, лабораторные данные, рентгеновские снимки и результаты КТ, видеоизображения, УЗИ и т.д.), а также видеоконференцсвязь в режиме реального времени между медицинскими учреждениями или врачом и пациентами.
Использование телемедицины позволяет, например, оказывать консультативные медицинские услуги в тех районах, где у пациентов нет возможности получить помощь узких специалистов напрямую в медицинском учреждении. Но и в огромных мегаполисах и развитых странах телемедицина имеет не меньшее значение. Благодаря ей значительно сокращаются расходы на лечение, повышается качество диагностики и реализуется возможность удаленного мониторинга состояния здоровья. Это особенно важно для пациентов с хроническими заболеваниями и пожилых людей.
Глобальный рынок телемедицины можно сегментировать по нескольким критериям, среди которых:
Характер удаленного взаимодействия (клиника – клиника, клиника – дом пациента)
Технологические параметры взаимодействия (системы мониторинга, каналы связи и коммуникаций, измерительные приборы и датчики, системы видеоконференцсвязи, базы данных, мобильные и «носимые» технологии и др.)
Цель применения (медицинское образование, диагностика, мониторинг, консультации, лечение)
В зависимости от этого используются разные подходы к дизайну и разработке программных решений и, соответственно, разные инструменты. Но, поскольку эти сегменты тесно переплетаются, разработчик должен обладать навыками и экспертизой в самых разнообразных областях разработки, включая опыт работы с встроенными решениями, мобильными, облачными технологиями и протоколами, специфичными для медицинской отрасли.
История телемедицины
Термин «телемедицина» был впервые использован в 1974 году.
Телемедицина – это не новое явления, как могло бы показаться. На самом деле, идея оказания дистанционной медицинской помощи возникла еще 100 лет назад. Именно тогда, после изобретения телефона, люди пытались передать по телефону звучание тонов сердца, чтобы специалист смог оценить состояние здоровья пациента. Вряд ли стоит говорить, что такие попытки не увенчались успехом.
Когда во второй половине двадцатого века началось активное освоение космоса, возникла потребность удаленного мониторинга физиологических параметров космонавтов. Именно тогда появились первые телеметрические системы, которые затем нашли свое применение в спорте, авиации, военной медицине.
В 1959 году канадский врач Альберт Ютрас впервые передал видеоизображение из больницы на свой домашний приемник. Впоследствии он создал телемедицинскую систему, связавшую две больницы в Монреале в целях осуществления телерадиологической диагностики.
В том же 1959 году впервые была проведена удаленная демонстрация пациентов с неврологическим заболеванием студентам-медикам Психиатрического института Небраски. Но, пожалуй, самое яркое достижение этого года – передача рентгенограммы легких из США в Канаду по коаксиальному кабелю.
В 60-70-е года прошлого века было создано большое количество телеметрических систем и приборов для разных областей медицины. В основном, это были экспериментальные устройства, использовавшиеся в частных случаях.
Важным этапом развития телемедицины стало появление мобильных медицинских станций, позволявших оказывать дистанционную помощь в удаленных регионах благодаря использованию спутниковых технологий. Этот проект был организован NASA и получил название STARPAHS (Space Technology Applied to Rural Papago Advanced Health Care, программа применения космических технологий для обеспечения медицинского обслуживания в сельских районах Папаго). Благодаря этому проекту медицинскую помощь получили почти 4000 человек, которые, скорее всего, ее не получили бы, если бы не развитие технологий.
Несмотря на определенные прорывы в сфере телемедицины во второй половине двадцатого века, мы смогли наблюдать настоящий бум этой отрасли медицины только ближе к концу прошлого века и в начале нового тысячелетия.
Этому способствовало глобальное развитие информационных технологий и реализация ряда международных программ и документов, регламентирующих их использование в медицине:
Положения об использовании компьютеров в медицине, о медицинском обследовании, телемедицине и медицинской этике, принятые Всемирной медицинской ассамблеей в 80-90-х годах.
Международные программы в области телемедицины:
MDIS ‑ европейская система информации о донорах костного мозга;
EPIC ‑ европейская модель для интегрированного лечения;
FEST – база знаний для европейских служб телемедицины;
ISAAC – интегрированная телекоммуникационная система;
SHINE ‑ стратегическая информационная сеть здравоохранения Европы;
TELEPRIM – телематические сервисы для оказания первой помощи;
TRILOGY ‑ телематические сервисы системы здравоохранения.
Сегодня телемедицина выполняет широкий спектр задач и доступна значительно большему количеству пациентов. Это стало возможным благодаря быстрому росту проникновения смартфонов – сотовая связь и Интернет проникли даже туда, где медицина не всегда недоступна. Легкий доступ к мобильным решениям и удобство их использования повысили привлекательность телемедицины для пациентов, а возможность сократить временные и материальные затраты на лечение и диагностику стали ключевыми факторами роста интереса к телемедицине у врачей и медицинских учреждений.
Телемедицина: перспективы
Для медицинских учреждений внедрение технологий телемедицины означает сокращение количества визитов пациентов, времени их пребывания в стационаре, возможность оказания персонализированной медицинской помощи, диагностики заболеваний и общего повышения качества обслуживания. Все это, соответственно, приводит к сокращению затрат и повышению прибыли.
Пациенты, в свою очередь, могут осуществлять мониторинг состояния своего здоровья в домашних условиях, получать узкоспециализированную помощь, даже находясь в удаленных регионах, контролировать прием лекарств – все это позволяет повысить качество жизни пациентов.
Развитие новых технологий, например, Интернета вещей и 5G, а также повышение доступности облачных решений, внесут свой дополнительный вклад в совершенствование телемедицины и мобильных решений для здравоохранения. Неслучайно уже сейчас растет количество компаний, занимающихся разработкой мобильных решений в сфере медицины. Это и мобильные устройства для фитнеса и поддержания здорового образа жизни, и медицинские приборы для амбулаторного использования, такие как электрокардиографы, тонометры, глюкометры, и решения для дистанционной передачи медицинской информации.
Основные проблемы, тормозящие развитие телемедицины
Среди ключевых проблем, сдерживающих дальнейшее развитие рынка телемедицины можно выделить следующие:
нехватка квалифицированных кадров, способных качественно и оперативно взаимодействовать с системами телемедицины;
В 2011 году, по мнению руководителей организаций медицинской отрасли, главная проблема, с которой сталкиваются национальные системы здравоохранения, – это неравномерное распределение медицинских специалистов. Именно поэтому совместная работа медицинских работников и эффективный доступ к информации являются двумя наиболее перспективными областями, способными в ближайшее время поддержать внедрение крупномасштабных инноваций в секторе здравоохранения. В ходе исследования, проведенного исследовательской организацией PSRAI, респонденты особо выделили решения телемедицины, подчеркнув, что такие решения способны вызвать крупномасштабную трансформацию национальных систем здравоохранения. Под этим термином понимают новые способы совместного использования информации, совместной работы и доставки услуг с помощью разнообразных информационных и коммуникационных технологий. Разработке простых и эффективных деловых процессов в области здравоохранения могут помочь решения, сочетающие обмен данными с поддержкой человеческого взаимодействия. К таким технологиям относится совместная работа в области диагностики и лечения, электронный обмен данными пациентов, а также удаленное обучение медицинского персонала. При этом участники исследования отметили большой разрыв между потенциальными возможностями телемедицины и масштабами ее практического использования. Лишь 9% отметили, что совместная работа специалистов и использование электронных данных уже приобрели широкое распространение.
проблемы обеспечения совместимости и стандартизации устройств и технологий, применяемых в сфере телемедицины;
недостаточно развитая нормативная база и отсутствие международных стандартов и, как результат, большое количество некачественных и ненадежных решений;
неготовность пациентов к использованию нового вида медицинского обслуживания (в какой-то степени этот пункт связан с предыдущим);
вопросы защиты и конфиденциальности данных;
услуги телемедицины зачастую не покрываются страховкой.
Источник: zdrav.expert