SMS-спам - короткий путь к клиентской ненависти
/Разрабатываются технические способы блокировки телефонного спама и поправки в законодательство. Кроме того, для борьбы с «мелкими мобильными вредителями» есть народные рецепты, нехитрые и действенные.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу совместно с мобильными операторами ищет управу на рассыльщиков телефонного спама. За полгода надзорный орган принял около 400 жалоб петербуржцев на рекламные sms-сообщения, нарушающие статью 18 Федерального закона ФЗ-38. Это лишь малая часть пострадавших. Практически всех мобильных абонентов без спроса заваливают рекламой такси и доставки пиццы, сообщениями о скидках в торговой сети и т.д. до бесконечности.
В связи с резким ростом количества жалоб УФАС провело рабочее совещание с представителями контролирующих органов, мобильных операторов («Мегафон», «Вымпел-Коммуникации», «МТС», «Теле2»), полиции и прокуратуры. Они обсудили сложившуюся в Петербурге ситуацию с sms-рекламой, распространяемой без согласия абонентов. Правовые механизмы для поиска и привлечения к ответственности малоэффективны. Операторы обещают внедрить меры превентивной защиты пользователей - программу опознания и блокировки рекламных sms.
Нехорошие слова
Телефонные компании пытаются закрыть спамерам доступ к абонентам. Или, по крайней мере, заявляют об этом. На деле их абонентам все-таки продолжают сыпаться ненужные коммерческие сообщения, хотя, возможно, часть и застревает в информационном «фильтре». Однако техническая основа для блокировки создана, причем для «буквенных» отправителей, в письмах которых вместо подлинного номера высвечивается слово «PROMO», «Pizza», «Ресторан» и тому подобные обозначения. Спамеры специально используют замаскированные позывные, чтобы уйти от наказания. Как объясняет УФАС по Петербургу, вычислить буквенного отправителя трудно, а если он использует в самоназвании латиницу, и вовсе невозможно. Если операторы смогут наладить профилактику, вылавливать и «отбрасывать» такие сообщения из потока писем, нелегальный бизнес по рассылке будет сильно затруднен.
«Данные отправители работают вне правового поля, не имея договорных отношений с операторами, - объясняет Федеральная антимонопольная служба. - В настоящее время у операторов связи отсутствуют полномочия на блокировку спама. Для исправления сложившейся ситуации разрабатывается проект закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О связи», чтобы предоставить операторам правовые механизмы противодействия массовой рассылке, введя понятие «спам».
УФАС опубликовало правовые разъяснения для граждан, как защитить себя от спама. Прежде, чем обращаться в государственные надзорные органы, нужно «отписаться» от рассылок через специальный договор со своим мобильным оператором. У всех компаний мобильной связи в условиях обслуживания прописан пункт, по которому гражданин, став клиентом, соглашается на получение рекламы, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Но условиями предусмотрен и отказ от рекламы путем предоставления оператору связи соответствующего письменного уведомления.
Если и после этого на телефон поступает нежелательная реклама, направляйте заявление в Санкт-Петербургское УФАС России. Заявление составляется в произвольной форме с указанием имени и места нахождения (адреса) заявителя. Нужно также приложить к ней копию поданного ранее обращения к оператору, снимки экрана мобильника с рекламными sms, распечатку звонков и сообщений, копию договора с оператором.
Дополнительно, объясняют в УФАС, заявителю нужно в соответствии с ФЗ «О персональных данных» письменно указать, что он разрешает использовать и передавать его личные данные оператору и органам правопорядка в целях расследования.
Способы самозащиты от sms-рекламы
Гражданам при заполнении анкет в предприятиях торговли или услуг необходимо внимательно ознакомиться с информацией в анкете. Если есть пункт о согласии на получение рекламы, нужно письменно обозначить свой отказ.
При оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, НОВОПЛАТ, QIWI ) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки sms-рекламы. «Во избежание получения СМС-рекламы использовать другие способы осуществления платежа», - предостерегает Управление ФАС по Петербургу.
Кто к нам со спамом придет, от него и заплачет
Некоторых рассыльщиков спама можно вычислить самостоятельно и устроить им краткий интенсивный курс воспитания. Даже при буквенных позывных, как правило, видно, в чьих интересах распространяется реклама.
Единичный звонок с требованием убрать номер абонента из рассылки зачастую не срабатывает. А вот «прием телефонного бумеранга» - серия звонков в рекламируемую фирму - заставит призадуматься. Особенно если вы проявляете упорство и используете автодозвон.
В случае с такси, пиццей и иными злостными навязывателями услуг можно допечь вредителей и того проще. Позвонить, сделать заказ, а потом по приезде сотрудника выразить удивление: «Я у вас ничего не заказывал, равно как и не давал согласия на получение вашей рекламы. Но обещаю вам, что в ответ на каждое новое sms-сообщение позвоню еще по десять раз».
Эта мера воздействия почти наверняка гарантирует, что они уберут номер из списка своих постоянных жертв. И, более того, включат в стоп-лист, чтобы не потревожить даже случайно.
Источник: kurier-media.ru