Трент Джанда: Воплощая электронные медицинские документы в реальность
/Статья Рейда Девенпорта (Reid Davenport) была опубликована 30 июня 2014 года на американском сайте FCW ( http://fcw.com/ ).
Когда в начале каждой недели доктор Трент Джанда (Dr. Trent Janda – на фото) заходит в офис капитана 3-го ранга Марка Уильямса (Lt. Cmdr. Mark Williams), тот знает, что ему лучше быть начеку.
По словам самого Джанты, «ничто не пугает его сильнее, чем когда я прихожу в понедельник утром и говорю: «Знаешь, я тут подумал ... ».
Джанда является менеджером проекта «Интегрированной медицинской информационной системы» (Integrated Health Information System, IHiS) Береговой охраны США (Coast Guard), а Уильямс – её техническим лидером. Двое мужчин встречаются практически еженедельно, и после таких встреч Уильямс часто связывается с управлением информационных технологий с тем, чтобы выяснить, возможно ли внедрить в систему IHiS новые идеи Джанды.
«Обычно моя работа – проработать детали и обсудить с нашими инженерами, являются ли эти предложения технически возможными и экономически эффективными», - поясняет Уильямс. «Мне кажется, что иногда мы в государственных органах слишком сомневаемся или сопротивляемся изменениям, поэтому здорово работать с кем-то, кто всегда смотрит вперед и не боится технологических новинок».
Джанда всегда думает о том, как внедрить новейшие технологии в систему IHiS. Однако Джанда-врач куда в большей степени стремится совершенствовать систему управления оказанием медицинских услуг, способную интегрировать в себе гражданские и военные документы, чем Джанда-любитель технологий.
Помимо того, что он за восемь лет военной службы дослужился до звания армейского капитана, Джанда в 1999 году стал лицензированным врачом и с 2002 практикует как семейный врач.
«Я сам поставщик медицинских услуг, и знаю, как это раздражает, когда приходится пользоваться системой, которая не делает то, что Вам нужно», - говорит Джанда. «Возникает чувство неспособности оказывать услуги на том уровне, на котором Вы можете и хотите это делать. Мне кажется, что у нас на государственной службе, как на военной, так и на гражданской, много любящих свою работу людей, действительно стремящихся обеспечить нашим людям хороший медицинский уход, однако нередко мы вынуждены пользоваться инструментами, которые просто не соответствуют нашим потребностям; и не получаем шанса по-настоящему принять участие в поисках решения».
Для военного здравоохранения проблемой является изолированность информационных ресурсов. Например, первичные медицинские документы военнослужащих не интегрированы с системами, используемыми для оценки состояния здоровья до и после участия в боевых действиях. Эту проблему Джанда намерен решить.
Во время службы в армии Джанда приобрел большой опыт работы с ЭМК-системой AHLTA (системой управления электронными медицинскими документами) Министерства обороны США. По приходе в 2008 году в Береговую охрану его первоначальной задачей была интеграция Береговой охраны в эту систему, которую теперь Министерство обороны собирается заменять.
«Как только мы начали это работу, то сразу поняли, что нам не просто [ЭМК-системы] недостаёт», рассказывает Джанда. «Нам не хватало системы управления документами, не хватало системы аттестации, и по ходу проекта мы все время выявляли старые системы, которые либо отсутствовали, либо требовали замены. Очень быстро мы пришли вот к этой большой Интегрированной медицинской информационной системе».
На этом Джанда не остановился. Его группа в конечном итоге объединила усилия с Государственным департаментом, после того, как он и один из главных специалистов Госдепа по медицинской информатике осознали, что ищут аналогичные решения. Им обоим требовалось перевести медицинские документы в электронный вид и обеспечить управление медицинской помощью, оказываемой внешними организациями. В 2011 году руководство подписало межведомственное соглашение о коллективном использовании системы IHiS гражданскими и военными пользователями.
Два элемента отличают систему IHiS от других попыток создания военных ЭМК-систем. Во-первых, в отличие от AHLTA, IHiS создавалась не самим государственным органом. Вместо этого Береговая охрана и Государственный департамент привлекли компанию Epic Systems и других поставщиков, в том числе Leidos и SAIC, к формированию того фундамента, на котором они могли бы строить систему дальше. Выбраны были компании, которые работали с медицинскими организациями, участвующими в программах медицинского страхования (health maintenance organization, HMO, см. http://en.wikipedia.org/wiki/Health_maintenance_organization ) и с другими крупными учреждениями. «Береговая охрана – небольшое ведомство, и если они успешно работали с крупными организациями и учреждениями, то наши риски были невелики», - объяснил Джанда.
О системе IHiS в двух словах
В 2009 году Береговая охрана планировала серьёзно модернизировать свою ориентированную на «бумагу» систему управления медицинскими документами, подключившись к системам AHLTA и «Объединенной системе здравоохранения» (Composite Health Care System – информационная система, используемая всеми военно-медицинскими учреждениями, см. http://en.wikipedia.org/wiki/Composite_Health_Care_System - Н.Х.) Министерства обороны.
Однако, когда чиновники Министерства обороны сообщили Береговой охране о своих планах вывода этих систем их эксплуатации, очевидным выбором стало создание новой ЭМК-системы.
Теперь, после того, как на неё были потрачены пять лет и 50 миллионов долларов, Интегрированная медицинская информационная система будет введена в эксплуатацию - начиная с двух больниц этим летом и постепенно расширяясь дальше. Ожидается, что по завершении процесса развертывания в системе буду храниться документы 300 тысяч служащих и членов их семей, а темпы прироста составят 10 процентов.Во-вторых, тип ухода, предоставляемый Береговой охраной и Государственным департаментом, отличается от того, что обеспечивают армия, ВМФ и ВВС. Если у Министерства обороны имеются специалисты и ресурсы для организации стационарного лечения, то Береговая охрана основное внимание уделяет первичной медицинской помощи, а для получения прочих медицинских услуг направляет пациентов во внешние медицинские учреждения.
«У нас довольно большой процент людей, которые никогда не посещают наше ведомственное лечебное учреждение и пользуются услугами частных врачей», - говорит Джанда. «Но мы оплачиваем эти медицинские услуги и по-прежнему несем ответственность за их благополучие».
Аналогичным образом Государственный департамент в основном координирует, чем сам оказывает медицинскую помощь своим сотрудникам за рубежом. Так, примерно 30% зарубежного персонала Госдепартамента – это лица, находящиеся на действительной военной службе, которые несут ответственность за безопасность посольств США. Координация оказания этим людям медицинских услуг осложняется тем, что их медицинские документы, как и медицинские документы сотрудников дипломатической службы и членов их семей, по-прежнему ведутся в бумажной форме.
После того, как в июле 2014 года начнется поэтапный ввод системы IHiS в эксплуатацию (и Уильямс надеется, что полное развертывание системы завершится в следующем году), пользователи смогут получать доступ к своим медицинским документам и общаться со своими врачами из любого места. Все соответствующие государственные учреждения смогут лучше управлять оказанием медицинской помощи своим сотрудникам.
Посредством захвата всей этой информацию и организации обмена данными с Министерством обороны и Департаментом по делам ветеранов будет создан «электронный документ, практически охватывающий всю жизнь пациента», отметил Джанда. «Все мы будем вносить свои данные в один и тот же электронный документ».
И хотя, как отметил менеджер проекта в компании Leidos Дан Филден (Dan Fielden), иногда не совсем ясно, как правильнее обращаться к Джанде – как ко врачу, капитану или же по названию одной из нескольких прочих выполняемых им должностных обязанностей, - несомненно, что именно он является движущей силой проекта IHiS.
«Весь этот проект на самом деле реализация видения доктора Джанды, и мы лишь помогаем ему воплотить его в жизнь», - подчеркнул Филден. «Он всегда думает наперед о том, какие наилучшие технологии мы могли бы использовать, - и для нас это одновременно и благословение, и проклятие. Порой только мы соберемся пойти по определенному пути, как открываем для себя новый элемент технологий, который будет более эффективным и продуктивным».
Рейд Девенпорт (Reid Davenport)
rusrim.blogspot.ru