Как организовать частный медицинский бизнес
/Елена Дыдыкина рассказала о собственном опыте развития бизнеса и о проблемах, с которыми могут столкнуться предприниматели.
Создание своего бизнеса всегда сопряжено с многочисленными вопросами. Например, как и что делать? Нередко начинающим бизнесменам не к кому обратиться за советом относительно первых шагов в предпринимательской среде.
Директор ООО "Просто лаборатория" и клиники интегративной медицины L5 Елена Дыдыкина
уверена, что одной из специфических черт развития бизнеса в регионе, в особенности частных медучреждений, является разобщенность предпринимателей, которая сказывается на отстаивании своих интересов. Предпринимательница рассказала о своем опыте создания бизнеса в сфере здравоохранения, взаимодействия с административными и контролирующими органами, а также о главных проблемах, с которыми могут столкнуться начинающие предприниматели в Иркутской области. Руководство к действию при создании частной медицинской организации публикует ИА IrkutskMedia.
— Елена Анатольевна, развитию малого и среднего бизнеса у в стране "зеленый свет". Несмотря на это, возникает очень много проблем и недостатков, которые сказываются на работе предпринимателей. Что вас заставило заняться бизнесом да еще в такой специфической сфере как частная медицина?
— Наша компания создавалась как семейный бизнес. Мы не рассматривали других вариантов предпринимательского дела, поскольку все родственники по линии мужа – это врачи. Других вариантов делать что-то вместе просто не было. Мне сложно сказать, отличается ли состояние дел в малом бизнесе Иркутской области от других регионов РФ. У нас существуют проблемы, есть и конкурентные преимущества. Быть предпринимателем — это большой труд и ответственность, готовность принимать на себя риски. Наша устойчивость зависит от нас самих, мы каждый день принимаем решения. Мы сами решаем идти на высокие риски или работать в зоне низкого риска, от этого зависит наша устойчивость.
— Какие особенности в работе частной медицины существуют в Иркутской области? С чем они связаны?
Подробнее: http://irkutskmedia.ru/news/60867
— В Иркутской области частный медицинский бизнес обладает большим инвестиционным и научным потенциалом. Нужно понимать, что наука и инновации существуют не только на базе крупных государственных медицинских учреждений. Поэтому было бы верно со стороны регионального правительства разработать программу развития частного медицинского бизнеса в Приангарье и использовать его потенциал для повышения доступности медицинской помощи населению. На мой взгляд, для развития медицины необходимы две составляющие — это конкуренция и эффективные инвестиции.
Медицинское учреждение должно конкурировать за своего пациента, повышать качество и удовлетворенность потребности пациентов. Чтобы это могло стать реальностью, министерству здравоохранения Иркутской области важно создать для всех медицинских учреждений, независимо от формы собственности, равные права и единые алгоритмы участия для работы в этой сфере. Пока у нас ответственность для всех равная, а возможности нет.
— Заговорили об инвестициях. Федеральные власти готовы финансировать перспективные направления в медицине, но в большей степени это касается госучреждений.
— Чем больше инвестиций производят частные медицинские учреждения, тем меньше инвестиций требуется от государства. Имеет смысл провести сравнительный анализ инвестирования средств в государственный и частный сектор здравоохранения. Затем, в соответствии с полученными показателями, скорректировать направления инвестиционных потоков, формируемых за счет бюджетных средств. Подобные меры могут создать равную конкуренцию между государственными и частными медицинскими учреждениями, существенно повысят эффективность использования бюджетных средств, идущих на содержание и развитие охраны здоровья населения Иркутской области. Здесь есть одна из особенностей развития частной медицины в регионе – это ее разобщенность, отсутствие единого стратегического видения развития частного здравоохранения Приангарья.
Наглядный пример — мой коллега, владелец крупной частной медицинской организации, имеющей филиалы в нескольких городах области. Три года он бился за свои медицинские проекты в Приангарье, готов был инвестировать. В итоге уехал в Москву два месяца назад и за четыре недели он решил все вопросы, с которыми не мог разобраться в регионе годами. Теперь все его инвестиции и проекты в Москве. Сюда он уже не вернется.
— Многие предприниматели, работающие в сфере оказания медицинских услуг, сталкиваются с тем, что "отсечены" от работы в рамках программы ОМС. Какие меры в этом направлении нужно принять, чтобы возможности государственных и частных учреждений уравнять?
— Существует простой критерий: если у медицинского учреждения, независимо от формы собственности, есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, то оно может участвовать в программе ОМС. Для этого необходимо подать заявку на участие в территориальный фонд ОМС. Но войти в программу и получить объемы медицинской помощи — это не одно и то же. В программе ОМС в Иркутской области участвуют 150 медицинских организаций, из них 41 негосударственной формы собственности (включая НКО, крупные ведомственные клиники и частные медицинские учреждения), из них 12 не получили заявленных объемов медицинской помощи. Причем все, не попавшие в этот список, – частные медорганизации.
Для того чтобы уровнять возможности медицинских учреждений, необходим единый алгоритм распределения объемов медицинской помощи. Такого алгоритма на текущий момент у нас в области не существует. Чтобы он появился, в комиссию по разработке территориальной программы ОМС должны войти представители частного медицинского бизнеса, но их сейчас там нет. Чтобы говорить о благоприятном инвестиционном климате и развитии частной медицины в Иркутской области, нужно подготовить несколько ключевых шагов. Во-первых, поддержка региональным правительством создания программы развития частной медицины в Иркутской области. Во-вторых, создание прозрачного алгоритма распределения объемов медицинской помощи по ОМС. В-третьих, введение в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС на паритетных началах представителей частного медицинского бизнеса.
— Частные клиники несут существенные издержки в связи с изменением законодательства, новыми требованиями контролирующих органов и проводимыми проверками. В результате многие стараются уйти от полной (официальной) декларации прибыли. Возможно ли работать в "белой" бухгалтерии? Насколько сложно соблюдать все условия, предъявляемые законодательством?
— Соблюдать все условия, предъявляемые законодательством, нетрудно. Сложно конкурировать в условиях, когда у тебя "белая" бухгалтерия. Стоимость услуг сразу увеличивается на 30-40% по сравнению с рынком. Проверки контролирующих органов не вызывают у нас сильного стресса. Мы изначально поставили перед собой задачу – соответствовать всем требованиям законодательства. Последняя проверка, которая у нас проходила, была от Роспотребнадзора в 2016 году, длилась целый месяц. Все сотрудники ведомства были очень корректны и профессиональны, поэтому никакого дискомфорта мы не испытали. Несомненно, это занимает много времени и отвлекает от работы, но цель — устранение всех недочетов была достигнута. В результате мы получили ряд замечаний и штраф в 10 тысяч рублей.
Представьте, что вы обратились в консалтинговую компанию с целью аудита всех бизнес-процессов и документов. При этом месяц работы консалтинговой компании обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Роспотребнадзор в течение месяца за 10 тысяч рублей проделал колоссальную работу, сопоставимую с тотальным аудитом. Если смотреть на проблему проверок с этого ракурса, то все отлично. Мы сэкономили крупную сумму.
— За четыре года работы нашей организации мы прошли через две проверки Росздравнадзора региона. Они выпали на время запуска нашей компании, когда процессы были еще совсем не отстроены. Обе проверки были проведены по жалобам пациентов. Стоит отметить высокий профессионализм сотрудников ведомства, их компетентность, сдержанность и желание разобраться в возникшей проблеме. За время работы я обратила внимание, что в Росздравнадзоре работает стабильный состав специалистов, нет текучки кадров. Это очень хорошо, так как сотрудники знают медицинские учреждения и их особенности.
В этом году нам предстоит проверка ТФОМС. Несмотря на то что заявленные объемы медицинской помощи по ОМС нами не были получены, проверка назначена из-за того, что мы вошли в систему ОМС. Получим возможность консалтинга, настроить процессы должным образом и соответствовать в будущем всем требованиям ТФОМС.
— Когда у вас возник форс-мажор при уплате налогов, где вы искали помощь? Какие государственные и финансовые институты помогли вам в решении проблемы?
— Форс-мажор возник у нас по причине систематических задержек в лицензировании. Для нас любой простой чреват убытками. Мы не можем приостановить начисление зарплат, налогов и аренд. Когда возникла необходимость, мы обратились в налоговую инспекцию и получили поддержку на всех уровнях.
Нам также пришлось реструктуризировать кредиты в трех банках. Банки оказались в разной степени готовности к форс-мажору. Но мы смогли договориться со всеми. Стоит обратить внимание на то, что процентная ставка, которую может предложить банк, имеет большое значение. Но при длительных сроках кредитования большее значение имеет готовность финучреждения к форс-мажору заемщика: как поведет себя банк, какие у него есть инструменты для поддержки и реструктуризации долга. Самым безупречным, с этой точки зрения, оказался Сбербанк. Финансовое учреждение быстро реструктуризировало кредит, обеспечив комфортный уровень платежа. Отмечу то, что, оценив условия и программу действий нескольких банков, я получила опыт и знания в том, к каким банкам целесообразнее обращаться в кризисных ситуациях.
— Вы на своем примере демонстрируете предпринимателям способность работать в сфере оказания медицинских услуг с "белой" документацией и при использовании всех законных инструментов отстаивания своих интересов? И это, несмотря на то что такие процедуры несут финансовые, временные и репутационные издержки.
— Ни одной частной медицинской организации я бы не пожелала оказаться на нашем месте. Отстаивать свои права непросто, гораздо проще уйти в "серую" рентабельность и не высовываться. Это не популярный ответ, но честный. Время все расставит на свои места. Через два-три года можно будет оценить верность принятых решений и их последствия для бизнеса.
— Когда вы создавали компанию, закладывали ли в это какую-то миссию? Какие дальнейшие планы развития вашей организации?
— Скорее, мы закладывали традиционные ценности. Это милосердие, мастерство, развитие, честность и ответственность. Планы будут зависеть от того, какие условия будут созданы для развития частной медицины в Иркутской области. У нас есть крупные проекты, но реализовать их здесь сейчас крайне сложно. Возможно, рассмотрим поступившие предложения о реализации этих проектов на других территориях.
Источник: irkutskmedia.ru