О том как внедрять в работу клиники последние медицинские разработки

На смену старому рынку страхования приходит новый рынок – с новыми задачами и новыми подходами к управлению, в том числе управлению сетями.

Сегодня перед наукой стоит задача создать новые технологии в диагностике лечения и обеспечить условия, при которых самые важные достижения фундаментальной медицины должны быть транслированы в реальную клиническую практику.

Это направление сегодня называется трансляционной медициной. Оно должно изменить парадигму здравоохранения в целом: то, что сегодня в науке, завтра должно быть в реальной клинической практике. Задача трансляционной медицины на самом начальном этапе планирования – нацеленность на конечный результат. Именно это направление позволит сократить гигантские средства, которые вкладываются в создание новых лекарств, нового оборудования, и сократить до двух-трех лет те временные отрезки, которые сейчас необходимы для создания лекарств по классической схеме.

В рамках решения задач, стоящих перед трансляционной медициной, есть и стратегия создания комплексов, которые могут быть оформлены в виде различных кластеров. В России сегодня созданы два научно-образовательных медицинских кластера, перед которыми стоит задача использовать все лучшее, что есть в науке, в образовании, чтобы изменить клиническую практику и способствовать созданию новых лекарственных препаратов, новых приборов и оборудования собственного производства.

Предпосылками к созданию концепции инновационного научно-образовательного медицинского кластера явились необходимость новых решений для реализации инновационной модели развития здравоохранения, высокая актуальность исследований инноваций в области биомедицины, важность обеспечения импортозамещения в сфере изделий медицинского назначения, неразвитость инфраструктуры для доклинических и клинических исследований, важность преодоления трансляционных барьеров, важность мультидисциплинарного и командного подхода в медицинской науке, клинической деятельности и образовании, тесная взаимосвязь научно-исследовательских разработок и образовательного процесса.

Цель создания кластера – формирование базы для инновационного развития медицинской науки и здравоохранения, обеспечения опережающего научно-технологического развития, подготовки кадров и ускоренного внедрения в практику здравоохранения научных разработок, проведения полного трансляционного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание препаратов и промышленных образцов техники по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Главными принципами и в науке, и в образовании сейчас должно быть единство – единство научного и учебно-образовательного процесса с выходом на экспериментальное производство и инновационная направленность здравоохранения.

Чрезвычайно важно обеспечить непрерывность образования в медицине. Каждый год генерируются абсолютно новые знания, которые меняют подходы к лечению, и мы должны успевать за этими процессами.

Для решения этих проблем 20 июня 2013 года принято решение попечительского совета ФМИЦ имени В.А. Алмазова о создании на базе центра научно-образовательного медицинского кластера. Научный совет Минздрава России одобрил его концепцию 11 февраля 2014 года.

Основные функциональные блоки кластера: наличие якорного исследовательского центра, являющегося базой для трансляционных исследований и инновационных разработок; профильные учреждения науки, имеющие в своем составе профильные институты, отделы, лаборатории, вспомогательные службы; клиническая база учреждений для проведения исследований и испытаний новых образцов изделий медицинского назначения и для образовательного процесса, а также для оказания медицинской помощи с использованием эксклюзивных медицинских технологий; имущественный комплекс в части оборудования и инфраструктуры для проведения прикладных исследований и опытного производства (технопарка НОК), включая центры коллективного пользования; совокупность образовательных учреждений, кафедр и отделов последипломного образования и единый научно-образовательный центр, осуществляющий организационно-методическое руководство образовательным процессом, в том числе по сетевой форме; совокупность малых инновационных компаний (инновационных стартапов, компаний-резидентов); наличие центра трансфера технологий.

Очень важно, что этот кластер создается на базе крупного научного центра, где есть инновационная научная структура, мощная клиническая база, кадровый потенциал, высокотехнологичный коечный фонд, образовательная составляющая в виде важного для нас последипломного образования в виде института с наличием необходимых кафедр.

Главная идея – создание образовательных программ, проведение лечебных исследований именно на основе научных достижений. Только научные исследования обеспечат нам создание новых лечебных и профилактических технологий, которые действительно должны изменить нашу жизнь – мы должны жить дольше.

Создание инфраструктуры и использование всего лучшего – это действительно цель нашего проекта. Сегодня многое есть: и законодательная база, и сетевая форма обучения, которая прописана законодательно, – она может быть и должна использоваться для организации обучения в рамках кластера.

Мы сегодня развиваем образование в Санкт-Петербурге с участием различных вузов: и экономических, и инженерных, и фармацевтического. Мне кажется, что идея создания таких кластеров находится в русле тех задач, которые сегодня стоят перед наукой, производством. И нам нужны такие проекты, которые сопоставимы с проектами и в космосе, и в атомной энергии. Думаю, если эти проекты будут реализованы, мы получим ту систему интеграции науки, клиники и образования, которая выведет нашу страну на совершенно другие уровни.

Источник: http://expert.ru